Не только ашкенази: знакомимся с горскими, бухарскими и сефардскими евреями
Исследуем какие есть евреи: от европейских ашкенази до горских и бухарских евреев Востока. История, языки, традиции
Многоликое еврейство: от Европы до Кавказа и Средней Азии
Когда говорят о евреях, многие представляют себе образ, сформированный культурой Восточной Европы. Но еврейский мир гораздо шире и разнообразнее! Часто люди интересуются, какие есть евреи или какие бывают евреи, пытаясь понять это многообразие. Эта статья – попытка ответить на этот вопрос и познакомить вас с основными этнокультурными группами одного древнего народа: ашкенази, сефардами, мизрахи, включая таких самобытных представителей Востока, как горские евреи и бухарские евреи.
Единый народ, разные традиции: введение в этническое разнообразие евреев Несмотря на общие религиозные корни, единую священную книгу Тору и общую историю, многовековое рассеяние по миру (диаспора) привело к формированию различных еврейских общин со своими уникальными традициями, языками и культурными особенностями. Люди часто спрашивают, какие бывают евреи или даже ищут 'виды евреев'. Хотя слово 'виды' здесь не совсем подходит – речь не о биологических видах, а о богатых культурно-исторических традициях внутри одного народа – вопрос понятен. Он отражает интерес к многообразию еврейского мира, который условно делят на несколько крупных ветвей, сформировавшихся в разных географических и культурных условиях. Основные из них – ашкенази, сефарды и мизрахи.
Ашкенази: история, культура и язык евреев Европы
От Рейна до Российской империи: пути формирования ашкеназского еврейства
Ашкенази (или ашкеназские евреи) – это потомки евреев, живших в Средние века в Центральной и Западной Европе, прежде всего в долине Рейна (на территории современной Германии – "Ашкеназ" на иврите). Позднее, из-за гонений и экономических причин, они массово мигрировали на восток – в Польшу, Литву, Украину, Белоруссию, Россию, сформировав там крупнейший центр евреев ашкенази. Именно их культура и история часто ассоциируются с еврейством в целом в глазах европейцев и американцев.
Язык идиш, культура и традиции, география расселения ашкенази
Язык идиш: больше чем просто диалект
Одной из главных отличительных черт ашкенази стал язык идиш – германский язык с большим влиянием иврита, арамейского и славянских языков. На идише развивалась богатая литература, театр, фольклор. Он был языком повседневного общения для миллионов евреев ашкенази вплоть до Холокоста и создания Израиля.
Культура штетлов и ашкеназские традиции
Жизнь ашкеназских евреев в Восточной Европе во многом была сосредоточена в штетлах (местечках) – небольших городках с преимущественно еврейским населением. Здесь сформировались особый быт, религиозные практики, кухня (гефилте фиш, форшмак, цимес), музыка (клезмер) и мироощущение, ярко описанные в литературе Шолом-Алейхема и Исаака Башевиса-Зингера.
География расселения ашкенази сегодня
До Второй мировой войны ашкенази составляли абсолютное большинство еврейского народа. После Холокоста и волн эмиграции крупнейшие общины евреев ашкенази находятся сегодня в США и Израиле, также значительные группы проживают в Канаде, Франции, Аргентине, России и других странах.
Сефарды: наследие Золотого века Испании и его потомки
Сефарды – это потомки евреев, живших на Пиренейском полуострове (в Испании – "Сфарад" на иврите – и Португалии). Они пережили расцвет культуры и науки в мусульманской Испании ("Золотой век"), но в 1492 году были изгнаны из Испании католическими монархами. Это событие стало поворотным в истории сефардских евреев.
Изгнанники расселились по Средиземноморью (Османская империя, Северная Африка), перебрались в Нидерланды, Италию, а позже и в Новый Свет. Они сохранили свой язык – ладино (или джудео-эспаньол), основанный на староиспанском, а также уникальные культурные традиции, включая мелодичные романсы, особую кухню и религиозные обычаи, несколько отличающиеся от ашкеназских.
Крупные общины сефардов исторически существовали в Турции (Стамбул, Измир, Салоники), Марокко, Алжире, Тунисе, на Балканах (Болгария, Босния), в Италии, Нидерландах. Сегодня значительное число сефардских евреев проживает в Израиле, Франции, США, Латинской Америке.
Кто такие мизрахи? Общий взгляд на евреев Ближнего Востока и Северной Африки
Мизрахи (от ивр. מִזְרָח [mizrákh] — "восток") – это собирательный термин для евреев, исторически проживавших в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Кавказа и Средней Азии. Важно понимать, что это очень разнообразная группа, включающая множество общин со своими древними историями и традициями, существовавшими задолго до формирования ашкенази и сефардов. Термин мизрахи стал широко использоваться в Израиле после массовой репатриации евреев из арабских и мусульманских стран в середине XX века.
Другие общины мизрахи: йеменские, иракские, персидские евреи
Кроме горских и бухарских, к мизрахи относятся многие другие общины с не менее древней историей: йеменские евреи (считается одной из старейших диаспор), иракские (вавилонские) евреи (прямые потомки евреев Вавилонского пленения), персидские (иранские) евреи, сирийские, египетские, ливийские, курдские евреи и другие. Каждая из этих групп имеет свои литургические особенности, культурные традиции и исторический опыт.
Горские евреи (джуури) и бухарские евреи, их традиции и язык
Горские евреи (джуури): история и культура кавказской общины
Горские евреи (самоназвание – джуури) – одна из самых самобытных общин, традиционно проживающая на Восточном Кавказе (Дагестан, Азербайджан). Их предки поселились там еще в античные времена. Горские евреи говорят на джуури – диалекте татского языка (иранская группа) с элементами иврита. У них богатая история, воинские традиции и уникальная культура, впитавшая влияние кавказских народов.
Бухарские евреи: традиции и язык общины Средней Азии
Бухарские евреи – еще одна древняя община, сформировавшаяся на территории современной Средней Азии (прежде всего Узбекистана и Таджикистана). Их традиционный язык – бухори, диалект таджикского языка (также иранская группа) с ивритскими заимствованиями. Бухарские евреи известны своими ремеслами, музыкой, яркими традиционными нарядами (например, знаменитые золотые халаты) и особой кухней.
Так во что верят евреи на самом деле?
Большинство евреев являются иудеями (по рождению или по убеждению), но не все. Можно быть евреем по происхождению, но придерживаться других взглядов (атеизма, агностицизма) или даже исповедовать другую религию. И наоборот, представитель любого другого народа может искренне принять иудаизм и стать иудеем, полноправным членом еврейской общины. Таким образом, вера евреев – это живая, динамичная традиция, основанная на глубоком убеждении в Едином Боге, Его Торе и особой миссии еврейского народа в мире.
Взаимодействие и различия между основными еврейскими этносами
Общие корни и различия в обычаях: что объединяет и разделяет?
Итак, отвечая на вопрос, какие есть евреи, мы видим сложную картину. Ашкенази, сефарды, мизрахи (горские, бухарские и другие) – все они являются частью одного еврейского народа, объединены общей религией (с некоторыми различиями в обрядах и произношении молитв), Торой, общей исторической памятью и связью с Землей Израиля. Однако века жизни в разных условиях породили заметные культурные, языковые, кулинарные и даже ментальные различия.
Ашкенази, сефарды, мизрахи сегодня: единство в многообразии
Взаимодействие этносов в современном Израиле и диаспоре Создание Государства Израиль стало "плавильным котлом", где представители всех этих групп встретились вновь. Процесс интеграции не всегда был гладким, но сегодня израильское общество представляет собой уникальное смешение традиций ашкенази, сефардов и мизрахи. В странах диаспоры общины также взаимодействуют, хотя часто сохраняют свои синагоги и культурные центры. Стираются ли границы? Будущее этнического разнообразия евреев В современном мире, особенно в Израиле, границы между группами постепенно размываются благодаря смешанным бракам и формированию общей израильской идентичности. Тем не менее, многие семьи стараются сохранять уникальные традиции своих предков – будь то ашкеназские, сефардские, горские или бухарские. Это богатое наследие и есть одна из сильных сторон современного еврейского народа.