Как считают время евреи: гид по лунно-солнечному календарю
Лунно-солнечный календарь евреев: как он работает, какие в нем месяцы и почему Рош ха-Шана осенью, а Песах весной. Кратко и понятно.
Год у евреев: понять логику календаря и даты главных праздников
Замечали, что еврейские праздники – как кочевники? Песах то в марте, то в апреле, Рош ха-Шана (Новый год) вообще осенью притаился, а Ханука может и на декабрь выпасть, и на ноябрь захватить. Почему так? Неужели нельзя было сделать все просто и понятно, как в обычном календаре? На самом деле, в еврейском календаре есть своя четкая и очень древняя логика, просто она отличается от привычной нам григорианской. Давайте разбираться, как евреи считают время и почему их даты так загадочно "плавают".
Лунный месяц, солнечный год: как это работает вместе?
Главный секрет еврейского календаря – он лунно-солнечный. Что это значит? А то, что он пытается усидеть на двух стульях сразу:
Месяцы – по луне: Начало каждого еврейского месяца совпадает с новолунием. Это очень древняя традиция, ведь следить за фазами луны было проще всего. Поэтому еврейский месяц длится примерно 29,5 дней (то 29, то 30).
Год – по солнцу (относительно): Но есть проблема! Если просто считать 12 лунных месяцев, то год получается короче солнечного примерно на 11 дней. А это важно, потому что главные еврейские праздники (Песах, Шавуот, Суккот) тесно связаны с сельскохозяйственными сезонами и временами года, которые зависят от солнца. Песах должен быть весной, а Суккот – осенью! Если бы год был чисто лунным (как в исламе), праздники бы "уплывали" по сезонам.
От Тишрея до Элула: знакомство с еврейскими месяцами (и годами!)
В еврейском календаре 12 месяцев со звучными названиями: Тишрей, Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар, Нисан, Ияр, Сиван, Тамуз, Ав, Элул. Год обычно начинается с месяца Тишрей (примерно сентябрь-октябрь), когда празднуют Рош ха-Шана. Но как же быть с теми самыми 11 днями разницы с солнечным годом? Примерно раз в три года (точнее, 7 раз за 19 лет) в календарь добавляют дополнительный, 13-й месяц! Он называется Адар Бет (Второй Адар) и вставляется перед обычным Адаром. Такой год называется високосным (шана меуберет – "беременный год"). Эта добавка позволяет календарю "догнать" солнце и удержать праздники в их сезонах. А еще евреи ведут свое летоисчисление – от Сотворения мира. Поэтому не удивляйтесь, если увидите дату вроде "5785 год". Чтобы получить привычный год, нужно из еврейского вычесть 3760 или 3761 (в зависимости от времени года).
Разгадка "плавающих" дат: почему Песах и Ханука "гуляют" по календарю
Теперь становится понятнее, почему даты еврейских праздников каждый год разные по нашему, григорианскому календарю.
Фиксированы в еврейском календаре: Сами по себе еврейские праздники имеют четкие даты, но внутри своего лунно-солнечного календаря. Например, Песах всегда начинается 15-го числа месяца Нисан, Рош ха-Шана – 1-го Тишрея, Ханука – 25-го Кислева.
Сдвиг относительно григорианского: А вот когда эти еврейские даты (Нисан, Тишрей, Кислев) выпадают по отношению к нашему марту, сентябрю или декабрю – это зависит от того, был ли предыдущий год високосным (с дополнительным Адаром) или нет, и от других тонкостей лунно-солнечного цикла. Поэтому даты и "плавают" туда-сюда в пределах примерно месяца.
Так что никакой магии – чистая астрономия и математика, выверенные веками!
Шаббат: еженедельный "остров времени" в еврейском календаре
И конечно, нельзя говорить о еврейском времени, не упомянув Шаббат (Субботу). Это не просто день недели, это еженедельный праздник, основа ритма жизни.
Начинается с вечера: Помните, мы говорили про лунный календарь? В еврейской традиции день начинается не в полночь, а с заходом солнца предыдущего дня. Поэтому Шаббат начинается в пятницу вечером (с появлением первых звезд) и заканчивается в субботу вечером.
Особое время: Шаббат – это время отдыха, семьи, молитвы, учебы и особого настроения, не похожего на будни. Это как бы якорь, еженедельно возвращающий к важным смыслам, независимо от того, какой сейчас месяц или год по календарю.
Год у евреев - понять логику
Хотя принципы календаря неизменны, точные даты начала праздников и времени начала/конца Шаббата на каждый год рассчитываются заранее и публикуются в специальных еврейских календарях. Всегда лучше сверяться с актуальным календарем на текущий год! Вот так и живет еврейский календарь – древний, мудрый, немного запутанный для новичка, но идеально настроенный на ритмы природы и духа. Он связывает прошлое с настоящим и помогает помнить о главном в круговороте дней.