Отсчет Омера (Сфират а-Омер): путь от освобождения к дарованию Торы
Отсчет омера 2025: смысл 49-дневного периода, правила счета, традиции полутраура и духовная подготовка к празднику Шавуот.
Отсчет Омера (Сфират а-Омер): путь от освобождения к дарованию Торы
Период между Песахом и Шавуотом – особое время в еврейском календаре. В 2025 году этот период начинается на второй вечер Песаха (после захода солнца 13 апреля) и длится 49 дней, завершаясь накануне Шавуота (вечером 1 июня). Эти дни наполнены глубоким смыслом и отмечены исполнением важной заповеди – Сфират а-Омер, или Отсчет Омера. Что это за заповедь, связывающая физическое освобождение Песаха с духовным откровением Шавуота, каково ее происхождение, законы и значение? Давайте разбираться.
Что такое Отсчет Омера и откуда взялась эта заповедь?
Заповедь Сфират а-Омер берет свое начало в Торе, в книге Ваикра (Левит, 23:15-16). Там Всевышний повелевает еврейскому народу: "Отсчитайте себе от второго дня после праздника [Песах], от дня приношения вами омера возношения (снопа ячменя), семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней...". Во времена Храма на второй день Песаха приносили в жертву омер – меру ячменя нового урожая. С этого дня начинался отсчет 49 дней (семи полных недель), который завершался на пятидесятый день – в праздник Шавуот, когда в Храм приносили уже "новое хлебное приношение" из пшеницы. Хотя Храм разрушен и жертвоприношения не совершаются, заповедь считать эти дни осталась актуальной.
От Песаха к Шавуоту: символический мост Сфират а-Омер
Период Сфират а-Омер служит символическим мостом, соединяющим два великих события еврейской истории. Песах знаменует физическое освобождение из египетского рабства, исход из Дома рабства. Шавуот – это день дарования Торы на горе Синай, день обретения духовной свободы, смысла и предназначения еврейского народа. Сам по себе выход из Египта был лишь началом пути. Чтобы стать народом, способным принять Тору, евреям нужно было пройти 49-дневный путь духовной подготовки и очищения. Отсчет Омера символизирует этот путь восхождения.
Песах: История и традиции еврейского праздника весны и свободы. Кратко об Исходе из Египта, пасхальном Седере, символике мацы и значении праздника сегодня.
Узнайте все о еврейском календаре! Как ведется летоисчисление, какие месяцы, почему даты "плавают" и как это влияет на праздники и Шаббат.
Подготовка к дарованию Торы: 49 ступеней роста
Главный духовный смысл Отсчета Омера – это подготовка к величайшему событию – Синайскому Откровению, дарованию Торы. Считая дни, мы выражаем свое страстное ожидание и стремление вновь пережить это событие, подготовить себя к принятию мудрости Всевышнего. Считается, что 49 дней счета соответствуют 49 ступеням духовного роста, которые прошел народ в пустыне, поднимаясь от уровня рабов до уровня народа, готового заключить Завет с Творцом. Это время интенсивной внутренней работы, самоанализа и исправления качеств души (мидот).
Период полутраура: память об учениках рабби Акивы
Парадоксально, но этот период подготовки к великой радости Шавуота также отмечен скорбью. Согласно Талмуду, именно в дни Сфират а-Омер страшная эпидемия унесла жизни 24 тысяч учеников великого мудреца рабби Акивы, жившего во II веке н.э. Причиной бедствия мудрецы называют недостаток уважения друг к другу между учениками. В память об этой трагедии на большую часть периода Омера (до 33-го дня – Лаг ба Омер) были установлены некоторые обычаи полутраура.
Время и порядок счета: когда и как делать отсчет омера
Как правильно выполнять заповедь Сфират а-Омер
Заповедь отсчета омера выполняется каждый вечер после наступления темноты (выхода звезд). Счет начинают со второго вечера Песаха (16-е число месяца Нисан) и продолжают 49 дней подряд. Важно не пропустить ни одного дня. Перед счетом произносится специальное благословение. Считать Омер принято стоя. Отсчет омера в 2025 году, как и в любом другом, требует внимательности и ежедневного исполнения заповеди.
Как правильно выполнять заповедь Сфират а-Омер?
Текст благословения и самого счета (с примером) Перед тем как объявить номер дня, произносят благословение: На иврите: "Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль Сфират а-Омер". Перевод: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам об Отсчете Омера". Затем объявляют номер дня и количество полных недель: Пример для 10-го дня: "а-Йом асара ямим, ше-эм шавуа эхад у-шлоша ямим ла-Омер (или ба-Омер)". Перевод: "Сегодня десять дней, что составляет одну неделю и три дня Омера". С 7-го дня начинают считать не только дни, но и недели. Существуют специальные таблицы и календари, помогающие не сбиться со счета.
Что делать, если пропустил один день? Заповедь требует непрерывного счета в течение всех 49 дней. Если человек забыл посчитать Омер вечером, он может сделать отсчет омера на следующий день до захода солнца, но уже без благословения. Если же пропущен целый день (от захода до захода), то, согласно большинству авторитетов, человек теряет возможность продолжать счет с благословением. Он должен продолжать считать вместе со всеми до конца, но уже не произнося благословения перед счетом.
Сноп ячменя, как символ древнего приношения Омера в Храме
Ограничения периода: почему не стригутся и не женятся?
В память о трагической гибели учеников рабби Акивы в период Сфират а-Омер (до 33-го дня, а в некоторых общинах и дольше, за исключением самого Лаг ба Омер) принято соблюдать некоторые обычаи, напоминающие траурные:
Не стригут волосы и не бреются.
Не устраивают свадьбы и большие торжества.
Стараются избегать развлечений, связанных с музыкой и танцами.
Не совершают крупных покупок, приносящих особую радость (например, новой важной одежды), без крайней необходимости.
Лаг ба Омер: 33-й день - исключение из правил
Особый день в периоде Омера – 33-й день, Лаг ба Омер (18 Ияра). В этот день траурные обычаи прерываются. Считается, что именно в Лаг ба Омер прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников рабби Акивы. Также этот день – годовщина смерти (йорцайт) великого мудреца и кабалиста рабби Шимона бар Йохая (Рашби), автора книги "Зоар". В Лаг ба Омер принято устраивать праздники, жечь костры, стричь волосы (особенно первую стрижку трехлетним мальчикам – "халаке"), можно заключать браки.
Духовная работа: связь дней Омера со сфирот (включая сфират а омер хесед шебехесед)
Каббалистическая традиция связывает семь недель Омера с семью нижними сфирот (божественными эманациями): Хесед (Милосердие), Гвура (Строгость/Сила), Тиферет (Гармония/Красота), Нецах (Вечность/Победа), Ход (Слава/Признание), Йесод (Основа), Малхут (Царство). Каждый из 49 дней также соответствует определенному сочетанию этих качеств (например, первый день – сфират а омер хесед шебехесед – Милосердие в Милосердии, второй – Гвура шебе-Хесед – Строгость в Милосердии, и т.д.). В этот период рекомендуется размышлять над этими качествами и работать над их исправлением и гармонизацией в своей душе, поднимаясь ступень за ступенью к Шавуоту.
Особые подходы: кратко про мессианский отсчет омера
Стоит упомянуть, что существуют различные течения и взгляды на традиции. Например, в некоторых современных неортодоксальных кругах, таких как мессианский иудаизм, практикуют свой, мессианский отсчет омера, вкладывая в него дополнительный смысл, связанный с событиями Нового Завета и ожиданием сошествия Святого Духа на пятидесятый день (Пятидесятница). Это отличается от традиционного понимания заповеди в ортодоксальном иудаизме, где фокус остается на подготовке к дарованию Торы.
Сфират а-Омер (Отсчет Омера): 49 дней подготовки к дарованию Торы
Период Отсчета Омера – это время уникальных возможностей для каждого еврея: возможность углубить свою связь с Творцом, поработать над собой и с радостным трепетом подготовиться к кульминации – празднику Шавуот, дню обретения главного сокровища – Торы.